Возлюбленный, ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Куда бы не вели меня ноги, они ведут меня только к Тебе,
И куда бы не стремилось мое сердце, оно стремится только к Тебе,
И пусть я сбиваюсь с пути к Тебе, но Ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Аминь

Духовные подвижники

 

Франциск Ассизский


 

Франциск, родившийся в 1182 г., был сыном торговца Пьетро Бернардоне и его жены Мадонны Пики. Сначала мальчика назвали Джованни, но его отец так любил Францию, где прошла большая часть его коммерческой жизни, что "из любви к стране, которую он только что покинул, он впоследствии дал ему новое имя Франческо".

Франциск окончил школу при церкви  и с 14 лет начал помогать отцу в торговле. Свободное время юноша проводил среди юных аристократов и даже подумывал о военной карьере. В это время с новой силой возобновилось длившееся веками соперничество между Ассизи и Перуджей. В 1202 году Ассизи потерпело поражение от Перуджи. Франциск, участвовавший в сражении, был схвачен и попал в плен. Этот опыт войны, плена, мучительной и тяжёлой болезни, которую он перенёс в тюрьме, стали первыми шагами на пути обращения Франциска к религии.

В 1203 году война завершилась. Франциск был выкуплен отцом из плена и отправлен в загородное имение отца поправлять здоровье. Биограф 13 века, Томмазо да Челано, считал, что именно в этот период во Франциске начала пробуждаться его всеобъемлющая любовь к природе, на которую святой смотрел как на чудесное творение Господне.

В 1203 - 1204 годах Франциск пожелал участвовать в крестовом походе. Он отправился в Лечче, ко двору Вальтера (Гуальтиери) III Бриеннского. По пути, остановившись из-за болезни в Сполето, Франциск видел чудесный сон: перед ним предстал дворец, полный различного оружия, и чудесный голос пообещал Франциску, что всё это оружие будет его. Франциск истолковал сон как подтверждение того, что ему суждена военная карьера. Однако во втором вещем сне голос спросил Франциска, за кем же, по его мнению, больше пользы следовать, за слугой или за господином. Франциск ответил, что за господином. «Зачем же ты оставил господина, чтобы последовать за слугой?» - вопросил тот же чудесный голос.

Франциск вернулся в Ассизи. Он сильно изменился. Теперь он часто удалялся в уединённые места и проводил время в молитвах. Будучи в Риме, куда он отправился по торговым делам отца, Франциск не только раздал все деньги бедным, но и, обменявшись одеждой с нищим, стал просить милостыню на паперти собора святого Петра. Встретив однажды прокажённого, Франциск не только подал ему денег, но и обнял и поцеловал его. «То, что казалось мне горьким, стало сладким для души и для тела», - писал сам святой в своём «Завете» (1226).

В 1205 году случилось третье чудесное событие, ставшее переломным в жизни Франциска. Во время молитвы в полуразрушенной церкви святого Дамиана он услышал голос, исходивший от распятия. Голос повелел Франциску отстроить разрушенный дом Господень. Продав в Фолиньо не только отцовский товар, но и свою лошадь, Франциск отдал все деньги на восстановление церкви святого Дамиана. Пьетро Бернардоне разгневался. Он пытался запереть сына дома, обращался к властям и всячески пытался вернуть сына в лоно семьи, заставить его продолжать семейное дело. Франциск же обратился к церковной власти – к епископу. Процесс состоялся зимой 1206 года в Епископском дворце, где собрался весь город. Едва закончил свою речь Пьетро, Франциск снял с себя всю одежду и вернул её отцу. Он отрёкся от отца земного ради Отца небесного. Епископ прикрыл Франциска своим плащом, и церковь приняла его под свою защиту.

Сначала Франциск удалился в Губбио. Некоторые исследователи предполагают, что в Губбио была создана первая францисканская община. Некоторое время Франциск провёл, живя в лепрозории, находившемся в Губбио. Ближе к лету святой вернулся в Ассизи, где принялся отстраивать старые церкви: церковь святого Дамиана, церковь святого Петра, Порциунколу в Санта-Мария-дельи-Анджели. Первые годы своего служения Франциск провёл, занимаясь ручным трудом (он сам выполнял все виды работ при восстановлении церквей), заботясь о прокажённых, собирая и раздавая милостыню и молясь.

В 1208 году для святого Франциска начался новый этап служения. Он услышал проповедь, в которой священник процитировал слова Иисуса из Евангелия от Матфея, обращённые к ученикам с призывом идти проповедовать: «…ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Евангелие от Матфея 10. 7-10). Так, не беря с собой ничего в дорогу, начал проповедовать Франциск, с него брали пример и первые его последователи.

Франциск прекрасно проповедовал, он говорил с одним, как с тысячью, а с тысячью, как с одним.

В 1209 году Франциск и двенадцать его последователей отправились в Рим, где от папы Иннокентия III было получено устное разрешение на создание ордена Францисканцев. Первого устава, который новый орден, видимо, представил папе, не сохранилось. Исследователи считают, что принципиальные моменты были те же, что в уставе, созданном в Порциунколе (1221): послушание, бедность и целомудрие. Устав был составлен, руководствуясь словами Нагорной Проповеди.
Бонавентура, описавший аудиенцию у Папы Иннокентия, свидетельствует: "Франциск рассказал притчу. Он сказал:
"Один богатый и могущественный король взял в жены бедную, но очень красивую женщину, жившую в пустыне. Он очень любил эту женщину, и она родила ему похожих на него детей. Когда сыновья короля подросли, мать сказала им: "Дети мои, не удивляйтесь, вы - сыновья короля". Затем она послала их ко двору, снабдив на дорогу всем необходимым. Король был восхищен их красотой, и, видя, что они похожи на него самого, спросил у мальчиков, кто их родители. Когда они ответили, что их мать - бедная женщина, живущая в пустыне, обрадованный король сказал:
"Ничего не бойтесь, вы - мои сыновья и если уж я приглашаю к своему столу посторонних, к своим законным детям я отнесусь еще лучше".

Традиция, гласящая, что суфии являются представителями эзотерического христианства, вышедшими из пустыни, и что они - дети бедной женщины (Агари, жены Авраама и прародительницы всех арабов), полностью соответствует возможности того, что Франциск пытался объяснить Папе, что суфизм поддерживал традиции христианства.

Сообщается, что во время первой встречи с Папой Франциск не произвел большого впечатления и был отослан ни с чем. Однако сразу после этого у Папы было странное видение. Он увидел "пальмовое дерево, начавшее расти у его ног и превратившееся в большое дерево. Папе казалось, что он смотрит на него, пытаясь понять, что все это означает, но божественное откровение открыло ему, что это дерево было как раз тем бедняком, которого он недавно отослал".
Пальмовое дерево - это суфийский символ, а видение Папы могло быть следствием того, что Франциск использовал этот символ как аналогию во время аудиенции (Тарикат /пальма/ - это кодовое обозначение суфизма. См. прим. "Тарика").

Многое свидетельствует о связях Франциска с суфиями и о том, что он чувствовал, что истоки вдохновения трубадуров следует искать на Востоке. Когда на аудиенции у Папы Франциск добивался официального признания своего Ордена, он рассказал притчу, которая доказывает, что он понимал, что христианство приходит в упадок и нуждается в обновлении. Фразы, которыми он пользуется в притче, пришли из Аравии, а ее терминология (король и его двор, женщина и ее сыновья в пустыне) является не христианской, а мусульманской.

В начале XIII века Папа Иннокентий III, убежденный в истинности миссии святого, дал разрешение на основание Братства Миноритов (Францисканцев). Считается, что название "Младшее Братство" (минориты) было принято из религиозного смирения, но это может заставить человека задуматься, а не существовал ли Орден, который назывался бы "Старшим Братством"? Если да, то существовала ли между ними какая-нибудь связь?

Во времена Святого Франциска "старшими братьями" называли только членов суфийского Ордена, основанного Наджмуддином Куброй ("величайшим"). Получается интересная взаимосвязь: одной из главных отличительных особенностей было его сверхъестественное влияние на животных. На рисунках он изображается окруженным птицами. Подобно Святому Франциску, укротившему волка, Наджмудиин Кубра одним взглядом приручил свирепого пса. О чудесах Наджмуддина знал весь Восток за 60 лет до появления на свет Святого Франциска.

Атмосфера и уклад францисканского ордена сильно напоминают дервишескую организацию. Наблюдаются совпадения буквально по всем пунктам, не говоря уже о рассказах о Святом Франциске, почти полностью совпадающих с рассказами о суфийских учителях. Особая методология, которую Франциск называл "святой молитвой", говорит о близости к дервишескому "поминанию", в особенности к вращению. Францисканские плащи с капюшонами и широкими рукавами ничем не отличаются от одежды дервишей Марокко и Испании. Подобно суфийскому учителю Аттару, Франциск обменялся своей одеждой с нищим. Он видел шестикрылого серафима, являющегося суфийской аллегорией формулы "бисмил-лах". Он отказался от усеянных шипами крестов, которые носили многие из его монахов с целью умерщвления плоти. Это могло носить символический характер, напоминая символический отказ дервишей со словами: "Вы можете носить крест, а мы носим в себе суть креста", - которым они пользуются и сейчас.

Самым удивительным из правил, установленных Франциском, было то, что его последователи не должны были думать прежде всего о собственном спасении, чем он также напоминал суфиев и отличался от обычных христиан. Суфии постоянно подчеркивают именно этот принцип, считая заботы о личном спасении признаком тщеславия.

Франциск всегда начинал свои проповеди с приветствия, которому, по его словам, научил его сам Бог - "Да будет мир божий с вами!" Это, несомненно, арабское приветствие.
Сообщается, что когда кто-нибудь восхвалял Святого Франциска, он всегда отвечал такими словами: "Каждый из нас стоит ровно столько, во сколько его оценивает Бог".

Отличие францисканцев от других монашеских орденов в том, что последователи Франциска не имели собственности, ни личной, ни монастырской. Они были свободны от мира.

Вернувшись из Рима, община обосновалась в Священной лачуге в Ривоторто (сейчас – святилище Богоматери в Ривоторто). Хижины, в которых жила община, можно видеть внутри святилища. Затем община перебралась в небольшое аббатство в Санта-Мария-дельи-Анджели.

В возрасте 30 лет Франциск решил отправиться на Восток, в частности в Сирию, граничившую с Малой Азией, где действовал Орден Мевлеви. В связи с финансовыми трудностями ему пришлось вернуться в Италию. Затем он предпринимает еще одну попытку, но на этот раз его путь лежит в Марокко. Вместе с одним из своих товарищей он прошел все Арагонское королевство, хотя никто не может объяснить, зачем он это сделал, а его биографы находятся в явном замешательстве. В Испании того времени ощущалось сильное влияние суфийских идей и школ.

Из-за болезни ему не удалось добраться до Марокко и весной 1214г. он вернулся обратно.
Затем во время осады Дамиетты он отправляется к крестоносцам. Султан Малик аль-Камиль как раз стоял лагерем на Ниле, и Франциск решил повидаться с ним. Он был хорошо принят, хотя считается, что целью Франциска было обращение султана в христианство. В летописи сказано:
"Султан не только отпустил Франциска с миром, восхищенный удивительными качествами этого человека, но и оказал ему большую милость, снабдив его охранной грамотой, которая позволяла ему путешествовать где угодно, свободно проповедуя свои идеи, а также позволил ему в любое время увидеться с ним".

Мусульманские армии и дворы мусульманских владык были в то время центрами суфийской деятельности. Едва ли можно сомневаться в том, что именно здесь Франциск нашел то, что искал, Вместо того, чтобы обращать кого-нибудь в христианство, Франциск снова переправился через Нил и сразу же попытался отговорить христиан от нападения на врага. Задним числом историки объясняют это тем, что Франциск имел видение, открывшее ему, что христианским войскам угрожает опасность. "Как и ожидал Франциск, к его предостережениям никто не стал прислушиваться, но они полностью подтвердились, когда крестоносцы с большими потерями были отброшены от стен Дамиетты. Симпатии Франциска при таких обстоятельствах должны были разделиться, ибо он не мог не сохранить определенного личного чувства по отношению к веротерпимому и дружественно настроенному султану, который так хорошо принял его".

Чем больше рос орден, тем труднее было им управлять. Начались проблемы. Отказавшись от собственности, многие находили лазейки: собственность, которой пользовались эти «отказавшиеся», оказывалась записанной на церковные или городские власти. Франциск видел, что не соблюдаются важнейшие принципы. Сам святой не захотел быть главой ордена. Сначала орденом управлял Пьетро Каттани. После его смерти главой ордена стал брат Илия. В 1223 году орден был окончательно утверждён папой Гонорием III. В том же 1223 году, на Рождество, святой устроил на Рождество представление о рождении Иисуса в Греччо. Считается, что с этого праздника началась традиция итальянских рождественских вертепов.

"Песнь Солнца", которую считают первым итальянским поэтическим произведением, была написана после путешествия святого на Восток, около 1224 г. Он был поэтом и захотел выразить этот опыт общения с Богом в Песне. В молодости святой очень любил читать произведения трубадуров, превозносивших любовь к благородной даме; вероятно, и Франциск пел подобные гимны. Теперь же он хочет воспеть благородную красоту Божественной любви. «Ты любовь, милосердие, Ты мудрость, Ты смирение, Ты терпение, Ты красота, Ты кротость, Ты оплот, Ты покой, Ты радость, Ты успокоение... Ты наша надежда»

Святой Франциск любил молиться в уединенных местах. После посвященных проповедничеству долгих путешествий по городам и деревням Италии он любил в одиночестве обращаться к Богу в молитве. Для него необходимо было погрузиться в Бога. Святой Бонавентура, автор «Большой Легенды», пишет: «И поскольку ему открылось в молитве, что ему будет тем легче ощутить столь желанное присутствие Святого Духа, чем дальше он удалится от мирского шума, он стал искать места уединенные и по ночам уходил молиться на пустыри и в заброшенную церковь» (ИФ, с. 613).

Франциск всю жизнь странствовал по горам и уединенным возвышенностям. Там, наверху, он основал маленькие скиты, где проводил много времени в молитве: Карчери (рядом с Ассизи), Челле, Сан-Урбано, Поджо Бустоне, Фонте Коломбо, Греччо, Верна. Как уже было сказано, он очень любил оставаться один в горах, иногда он поднимался туда и с некоторыми братьями. Поднявшись, он созерцал прекрасную панораму, затем скрывался в пещере. Фома Челанский рассказывает: «Человек Божий Франциск в ущелии скалы... находил себе жилье и под кровом утеса было его обиталище»

Приведем здесь прекрасные слова молитвы, обращенной к Богу, к его Отцу, молитвы за себя и братьев, содержащейся в заключении «Послания, обращенного ко всему Ордену»: «Всемогущий, вечный, праведный и милосердный Боже, дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле, делать, что Ты хочешь, и всегда хотеть того, что Тебе угодно, чтобы, внутренне очищенные, внутренне освещенные и огнем Святого Духа зажженные, мы могли следовать по стопам возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и достигнуть Тебя, Всевышний, Твоею милостию, Который в Троице совершенной и Единстве простом живешь, и правишь, и славишься, Боже всемогущий, во веки веков. Аминь»

За два года до смерти Франциску было чудесное видение, после которого он обрёл стигматы, повторяющие раны от гвоздей на теле Христа. В июне 1226 года святой провозгласил свой «Завет», в котором призывал своих последователей не удаляться от изначальных ценностей и духа ордена. В том же году, будучи в Богоньо, святой Франциск почувствовал приближение смерти и попросил дать ему сил вернуться в любимое священное место – в Порциунколу. Вечером 3 октября 1226 года святой Франциск умер в Порциунколе.

Франциск был похоронен в церкви святого Георгия. В 1228 году он был канонизирован. В том же 1228 году было начато строительство базилики святого Франциска, куда в 1230 году были перенесены мощи святого.

В эпоху, когда итальянские города расцветали за счёт торговли и богатеющих купцов, святой Франциск призывал не иметь своей собственности, а делиться всем, что имеешь, с теми, кто нуждается. Он обращал свою любовь к самым бедным, самым больным, самым обездоленным. Во время кровавых войн, он призывал к братству и всеобщей любви, которая была направлена не только на людей, но и на все создания Божьи, которые он почитал священными. Святой Франциск был любим и почитаем народом ещё при жизни. По сей день его культ широко распространён в католических странах, прежде всего в Италии и Испании.

Господи, сделай руки мои проявлением Твоего мира,
и туда, где ненависть, дай мне принести Любовь,
и туда, где обида, дай мне принести Прощение,
и туда, где рознь, дай мне принести Единство,
и туда, где заблуждение, дай мне принести Истину,
и туда, где сомнение, дай мне принести Веру,
и туда, где отчаяние, дай мне принести Надежду,
и туда, где мрак, дай мне принести Свет,
и туда, где горе, дай мне принести Радость.
Помоги мне, Господи,
не столько искать утешения, сколько утешать,
не столько искать понимания, сколько понимать,
не столько искать любви, сколько любить.
Ибо кто отдает - тот получает,
кто забывает себя - вновь себя обретает,
кто прощает - тому прощается,
кто умирает - тот возрождается в Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои проявлением Твоего мира.

Франциск Ассизский

 

Церковь сан Франческо в Ассизи

 

  Яндекс.Метрика G Analytics
разработка сайта веб студия