Возлюбленный, ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Куда бы не вели меня ноги, они ведут меня только к Тебе,
И куда бы не стремилось мое сердце, оно стремится только к Тебе,
И пусть я сбиваюсь с пути к Тебе, но Ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Аминь

Биографии духовных подвижников

Аль -Газали 

 

АБУ ХАМИД МУХАММАД ИБН МУХАММЕД АЛЬ-ГАЗАЛИ (1059-1111)
Аль-Газали ("Прядильщик") - теолог, законовед, суфий, философ - был одним из самых известных мыслителей мусульманского средневековья. Им написано большое количество трудов (по разным оценкам, не менее сотни) по биобиблиографии, законоведению, философии и логике, догматической теологии, полемике, практике суфизма, теории суфизма. Согласно хадисам, предсказывающим приход обновителя ислама раз в каждое столетие, арабы воспринимали аль-Газали как обновителя пятого века ислама.

Аль - Газали родился в 1058 (1059) году в городе Тусе в Хорасане.  Он рано осиротел, оставшись с братом Ахмадом.  Начав обучение в Тусе у имама Ахмада ар-Разикани, аль-Газали едет затем в Джурджан и Нишапур, где посещает уроки знаменитого ашарита аль-Джувайни, по прозвищу Имам аль-Харамайн. Уже тогда он выделяется среди учеников последнего своими знаниями и способностями. Аль -Газали учится у Имам аль-Харамайна вплоть до смерти учителя.

Затем аль-Газали замечает правитель Низам аль-Мулк и принимает его в свое окружение, где молодого ученого встречают с почетом и уважением аль-Газали быстро завоевывает популярность. В то время, как очень немногие из седобородых мудрецов пользовались репутацией знатоков традиций Пророка, Газали было поручено вести преподавание в медресе Низамийа, когда ему было всего 33 года. Его интеллект считали непревзойденным. Он стал Щейх-уль-Исламом и знал наизусть более 300 000 хадисов.

Через некоторое время аль-Газали совершает шаг, вызвавший недоумение его современников и позднее исследователей его творчества.  В 1095 году, через несколько месяцев аль-Газали покидает Багдад под предлогом хаджа и бросает карьеру законоведа и богослова, в которой он так преуспел. Аль-Газали ведет жизнь аскета и отшельника в течение двенадцати лет (традиционный срок для дервиша), вплоть до 1106 года. Сам он писал позднее, что основной причиной его отъезда было желание порвать с профессией законоведа, поскольку мусульманские законоведы и богословы в то время были поражены, по его словам, "разложением", аль-Газали, принадлежавшего к их числу, "охватила боязнь ада".

Аль-Газали вернулся в Багдад в 1105 году  и продолжил  чтение лекций в медресе Низамийа. В это время он пишет "Спаситель от заблуждения", в котором описывает  эволюцию мировоззрения человека через ошибки и заблуждения, увлечения и разочарования к идеалу.

Как и другие дервишеские учителя, аль-Газали считал, что суфизм является внутренним учением всех религий, и приводил множество цитат из Библии и апокрифов, чтобы доказать свою точку зрения. В свое время он написал критическую работу об искажениях христианских идеалистов под названием "Аль-Кауль аль-джамиль фир-радди аля мен гайар аль-Инджиль" ("Достойный ответ исказителям Евангелия").

В "Минхадже аль-абидин" ("Путь рабов") он рассматривает процесс алхимизации сознания в "долинах опыта" - в Долине Знания, Возвращения назад, Препятствий, Страданий, Молнии, Пропастей и Восхваления. Это наиболее близкий к теологии метод проекции суфийского учения, с помощью которого и мусульмане и христиане средневековья могли получить определенное представление о суфийском учении.

Подобно тому как аль-Газали сочетал в себе богослова -правоведа и суфия, его главный труд "Воскрешение наук о вере" - соединяет ценности ортодоксального суннизма с суфийскими идеалами. Суфийские идеалы занимают в "Воскрешении наук о вере" ведущее место, поэтому многие исследователи причисляют трактат к произведениям суфийской литературы. Целью жизни человека объявляется "спасение", а смысл его существования заключается, по утверждению аль-Газали, в постижении "Истины", то есть в мистическом приближении к Богу, познании божественной сущности, приобретении "достоверного знания". Для достижения этой высшей цели человек должен пройти длительный путь самосовершенствования и накопления положительных качеств. Трактат аль-Газали содержит основные идеи суфийской системы: идею мистической близости к Богу; идею тарика - пути к этой близости, на котором отмечены "стоянки", символизирующие определенные качества; идею суфийских идеалов терпения, бедности, аскетизма, любви и т. п.

Сделав религию объектом чувств и эмоций, аль-Газали пытается "оживить" традиционную религию, поэтому он и назвал свой труд "Воскрешение наук о вере". Газали доказывает "праведность" суфизма с помощью толкования стихов Корана и хадисов -  преданий о пророке.

Газали считает сомнение путем к постижению истины. Западные философы  придавали исключительное значение этой стороне взглядов мыслителя, считая его предшественником Юма и всего философского скептицизма в целом. В частности, Ренан утверждал, что после аль-Газали "Юму больше нечего сказать".

По утверждению аль-Газали, Творец есть причина каждого из явлений происходящих в этом мире,  Он создал такой порядок, при котором одно явление может происходить только при наличии другого. Познать Аллаха - значит не обязательно увидеть его, но понять его непознаваемость и , видеть за обычными действиями и явлениями их божественный прообраз.

В сердце  существует способность, называемая "божественным светом". Она может быть названа "разумом", "внутренним зрением", "светом веры" или "достоверным знанием". Все виды любви могут достичь высшей степени совершенства и могут быть собраны все вместе лишь в любви к Всевышнему. Только Аллах достоин истинной любви.


Незадолго до своей смерти аль-Газали вновь оставляет преподавательскую деятельность и возвращается в Туе Там в своей келье он учит молодых последователей суфийскому образу жизни.
Умер аль-Газали на пятьдесят пятом году жизни в 1111 году.


Менее чем через 50 лет после появления его трудов они уже оказали огромное влияние на иудейскую и христианскую схоластическую мысль,  на Рамона Марта, Паскаля, Доминиканцев, св. Фому Аквинского и св. Франциска Ассизского и многих других, более современных мыслителей.


Многое прочитал аль-Газали, многое слышал, многое знал, но восторгался лишь одним - строчкой арабского поэта Лабида "Разве не все, кроме Аллаха, ложно"

  Яндекс.Метрика G Analytics
разработка сайта веб студия