Возлюбленный, ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Куда бы не вели меня ноги, они ведут меня только к Тебе,
И куда бы не стремилось мое сердце, оно стремится только к Тебе,
И пусть я сбиваюсь с пути к Тебе, но Ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Аминь

Биографии духовных подвижников


Ал-Халладж

 

 


Ал-Халладж, Абу-л-Мугис ал-Хусайн б. Мансур (ок. 858–922) — выдающийся суфий, казнённый за свои проповеди.

Детство и юность провёл в Васите и Тустаре (Иран), где его отец, по всей видимости, был чесальщиком хлопка (халладж). Халладж стал учеником известного суфия Сахля ат-Тустари и переехал с ним в Басру. Позже, уже в Багдаде, его наставником был также выдающийся мистик Амр ал-Макки. Вскоре Халладж женится на дочери суфия, и у него рождается трое сыновей и дочь.

 

После ссоры с ал-Макки в 878 г. встречается с крупнейшим суфийским авторитетом того времени Абу ал-Касим ал-Джунайдом, у которого проходит заключительный этап своего обучения мистическому пути. Затем разрыв с Джунайдом и нарастающая враждебность других багдадских суфиев вынудили Халладжа уехать из столицы. Он совершает свое первое паломничество в Мекку, где пребывает около года во внутреннем дворе святилища, подвергая себя суровой аскезе. Переживает духовное единение с Богом и всем сотворенным. При этом, в отличие от других суфиев, хранивших в тайне свой мистический опыт, открыто делится им с другими людьми.

Однажды он произносит: «Я – Истина» (ана ал-хакк) и «В моем тюрбане нет ничего, кроме Бога» Его поняли так, что он объявил себя Богом (поскольку Ал-Хакк – одно из 99 имен Аллаха). Руми расшифровывал, сказанное Халладжем «Я есмь Бог» как великое смирение, а вовсе не высокомерие. Человек утверждающий: «Я есмь Бог», подразумевает, что его нет, а есть только Бог. От любви к Богу человек ощущает полное слияние с ним

 

Его бывшие наставники отрекаются от него, считая, что непосвященным нельзя рассказывать о сокровенных тайнах, открываемых Богом своим возлюбленным. Борясь против элитарности суфизма c его правилами и нормами, носит не суфийскую одежду, а простой халат воина. В публичных проповедях призывает обратиться к поиску Бога в собственном сердце. Его публичные проповеди вызывают преследования со стороны светских и религиозных властей.

Покидает Багдад и отправляется в Тустар. В 899г. в возрасте 40 лет в одиночку пускается в пятилетнее странствие по Персии. Во время второго паломничества в Мекку Халладжа сопровождают 400 учеников. После хаджа (паломничества) в 905 г. отплывает на корабле в Индию, где поднимается вверх по Инду, проходит через Кашмир. Останавливается в Туркестане, затем отправляется в Китай и возвращается в Багдад. Вокруг него собираются ученики. Изучает медицину, алхимию, творит чудеса – в Мекке он будто бы сотворил из ничего сладости, а в пустыне накормил людей манной небесной.

Предпринимает третий хадж в Мекку и остается в ней на 2 года.

По возвращении в Багдад (около 908г.) ведет себя как опьяненный Богом. По ночам молится на кладбищах, а в дневное время на улицах и базарах возвещает о своей безмерной любви к Богу. Публично провозглашает путь экстатического единения с Богом единственно истинным и не нуждающимся в дополнении к нему внешнего обрядового благочестия. Его обвиняют в проповедях, направленных против хаджа, цитируя его высказывание, что каждому верующему надлежит «семь раз совершить обход вокруг Каабы своего сердца».

В 913 г. Ал – Халладжа заключают в тюрьму. Благодаря заступничеству визира Ибн ‘Исы ал-Халладжу удалось избегнуть смерти, однако остаток жизни он провёл в заключении. В эти годы он написал свой, по-видимому, единственный прозаический трактат Китаб ат-Тавасин. В 922 г. визир Хамид добился возобновления процесса против ал-Халладжа. Несмотря на заступничество приближённых халифа, суд признал ал-Халладжа карматским проповедником и вынес смертный приговор за ересь.

В конце концов его казнят , отведя на площадь, где дают 500 плетей, потом отрубают руки и ноги, а затем язык и голову. Последние слова Халладжа были: «Любить Единого – значит сделать Его единственным». Иначе говоря, «любящий» должен быть стерт с пути Любви.


 

 Казнь Мансура Ал-Халладжа

 

Могила Мансура Ал-Халаджа в Багдаде

Высказывания Халладжа (пер. В. Нечипуренко, И. Полонской)

 

«Упраздни отделенность, поскольку она – утверждение своей отдаленности от несовершенств, тогда как воссоединенность – утверждение единства вещей, и потому в одиночестве возможно исповедание иного-чем-Бог, и свойство может быть приписано чему-то еще, помимо Бога. А в единстве невозможно исповедовать иное-чем-Бог, и единство не может быть приписано ничему, кроме Него»

 

«О Ты, опьянивший меня равнинами, окружающими Тебя!
Ты один в одиночестве Вечности,
Ты – один, кто свидетельствует о Тебе с трона истинности;
Твое свидетельство – правосудие, но Ты не судишь Себя;
Твоя отдаленность – наказание, но Ты не отдаляешься от Себя;
Твое присутствие – Твое знание, но Ты недвижим;
Твое отсутствие – парус, но Ты не уходишь.
Над Тобой нет ничего, тенью чего Ты мог бы стать.»

«Любить – значит предстать перед Возлюбленным,
Устранив все свои атрибуты;
Тогда Его атрибуты становятся твоими.
Между мной и Тобой – только «я».
Сотри «меня», и останешься только Ты»

«Когда в моем последнем состоянии Ты пришел,
Чтобы заявить о моей Сущности (Твоей, мой Создатель),
Кто говорит, творец или его творение?»

 

«И сказал ему Ал-Хакк: «Веди к Доказательству, не к доказываемому. Ибо Я Доказательство доказательств, которое низлагает наивного»
«Ты должен знать, что иудаизм, христианство и ислам, как и другие религии, - это всего лишь названия.Цель, к которой посредством них стремятся люди, никогда не меняется»

«Ты знаешь, а Тебя не знают;
Ты видишь, а Тебя не видят»
«Его дух – мой дух, и мой дух – Его дух.
Чего хочет Он, хочу и я;
Чего хочу я, хочет и Он.»

 

«Я – Истина в потенции, а как Истина в действии
Существует Его собственная потенция.
Да минует нас впредь разлука!»

«Я видел своего Господа оком сердца.
Я спросил: «Кто Ты?» Он ответил: «Ты!»

 

«Раньше» не опережает Его,
«после» не прерывает Его,
«из» не соперничает с Ним за предшествование,
“от” не согласуется с Ним,
“к” не соединяется с Ним,
“в” не обитает в Нем,
“когда” не останавливает Его,
“если” не совещается с Ним,
“над” не отбрасывает тени на Него,
“под” не поддерживает Его,
“против” не стоит перед Ним,
“с” не подавляет Его,
“за” не ограничивает Его,
“предыдущее” не показывает Его,
“после” не заставляет Его уйти,
“все” не объединяет Его,
“есть” не приводит Его к бытию,
“нет” не лишает Его бытия.
Сокрытие не скрывает Его,
Его предсуществование предшествовало времени,
Его бытие предшествовало небытию,
Его вечность предшествовала пределу.
Скажешь ли ты “когда”,
Его существование опередило время;
Скажешь ли ты «раньше», раньше – после Него:
Скажешь ли ты «он», «о» и «н» - Его творение;
Скажешь ли ты «как», Его сущность скрыта от написания:
Скажешь ли ты «где», Его бытие предшествовало пространству:
Скажешь ли ты «самость», Его Самость не затронута вещами.
Никто кроме Него не может характеризоваться двумя (противоположными) качествами в одно и то же время:
Однако в Нем они не создают противоположности.
Он скрыт в Своем проявлении,
Явен в Своем сокрытии.
Он вовне и внутри,
Близко и далеко: и в этом смысле Он
Далек от сходства с творением.
Он действует без соприкосновения,
Наставляет без встречи,
Направляет без указания.
Желания не противоречат Ему,
Мысли не пятнают Его.
Его сущность – вне определения,
Его действие – вне усилия.»

Легенда об ал-Халладже стала темой множества художественных произведений в прозе и в стихах на арабском, персидском, турецком, малайском и других языках.

 

  Яндекс.Метрика G Analytics
разработка сайта веб студия