Возлюбленный, ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Куда бы не вели меня ноги, они ведут меня только к Тебе,
И куда бы не стремилось мое сердце, оно стремится только к Тебе,
И пусть я сбиваюсь с пути к Тебе, но Ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела.
Аминь

ИСТОРИИ БУХАРСКОГО ДЕРВИША

Своим опытом на ПУТИ делится  Равиль Чепкунов, историк, переводчик суфийской литературы на русский язык, экскурсовод,  ученик Шейха Ульма Шейха Хаджи Абдугафура Раззак Бухари (Домладжона)





СЕМЬ ЗВЁЗД


Под куполом небесным древней Бухары,

Ты вечность ощути, её душой коснись.

К учению суфийских мудрецов её,

К живому роднику любви ты здесь припасть стремись.


Семь пиров памятью почти, пойди им поклонись,

Сквозь них увидишь ты себя, внимательней вглядись.

И сделай это не потом, а сделай здесь, сейчас,

И ты поймёшь, что значит сердца взгляд, как видеть сердцем глаз.


Послушай, друг мой, тишину, не суетись, остынь,

Побудь с собой наедине вблизи семи святынь.

Что выбираешь, грех и мрак? Семь раз подумай ты,

Иль выбор твой – любовь и свет? Цвет розы иль шипы?


Под куполом небесным древней Бухары,

Ты вечность ощути, от низменных страстей остынь.

Взгляни на мир вокруг себя, на эту неба синь,

Вернуть тебя тебе же самому помогут семь святынь…


* * *



        Мира вам, милостей Создателя и всех мыслимых благ!
   Друг мой! Мы с тобой живем в этом мире, пусть тревожном, порой страшном, но таком прекрасном! И ты, и я живем, живем и радуемся, живем и печалимся, живем и грустим, живем и торжествуем, смеемся и плачем, любим и ненавидим. Так живем! Живем... да, вот так!
    Но всегда и везде, ночью и днем, в холод и в жару, всегда, неотступно, неминуемо, неизбежно, мы помним.
    Помним, и это дает надежду в горе, помним, и это отрезвляет в эйфории, помним, что есть во всем, во всем, что происходит в нас, вокруг нас, есть, есть смысл... и мысль о том, что смысл этот мы можем постичь, но он ускользает, все время кажется, вот-вот, еще мгновение и я пойму, но, но он опять ускользает!
      А зачем? В конце-то концов зачем?! Зачем все это? Зачем мы здесь?! Зачем страдаем, радуемся, смеемся и плачем, зачем?!
      Мир прекрасен. Все красивое гармонично. Гармония - есть красота. Мир создан прекрасным. Все, что в нем существует - безупречно прекрасно, совершенно. Почему мы, сами того не осознавая, создаем дисгармонию? Ту, что порождает страдание? Если мы, настрогали себе комфорта, гаджетов, сытой и пресыщенной жизни, то почему же мы не стали счасливее, почему?!!
       На все вопросы есть ответ. И на этот вопрос тоже. Как и все гениальное, ответ этот прост. Тот, Кто мир создал,создал и миропорядок в нем.
       Он создал и тех, кто хранит его, несёт его людям, передает его сквозь века и преграды. Тебе, мне, всем живущим.
         Это суфии. Они вне времени, вне пространства, вне политики. Они хранят и несут Учение. Для тебя, для меня, для МИРА.
    Мы хотим довести до каждого разумного человека, до каждой души, неважно как он себя называет, как его называют другие, довести Учение, которое ответит на все сакральные вопросы: кто мы? Зачем мы? В чем смысл жизни?

* * *

 О ДОСТОИНСТВАХ ЗИКРА

АльХафиз ибн Кайим, известный учёный хад­исовед, написал подробный труд на арабск­ом языке под названием «Альвабилюль Сайи­б» о ценностях зикра. В нем он говорит, ­что в зикре есть более ста видов пользы.­ И он перечислил семьдесят девять из них­, которые вкратце приводятся здесь по по­рядку. Так как из них многие пользы вклю­чают в себя несколько, поэтому, в общем,­ выходит более ста.
1. Зикр отбивает шайтана, и ослабляет ег­о силу;
2. Является причиной довольства Аллаха;­
3. Удаляет из сердца переживания и груст­ь;
4. Порождает удовлетворение и радость в ­сердце;
5. Даёт силу телу и сердцу;­
6. Освещает лицо и сердце;­
7. Притягивает пропитание;­
8. Одевает делающего зикр в одежды досто­инства, внушающего страх и любование. От­ его вида охватывает страх, и смотрящие ­любуются им;
9. Зикр порождает любовь к Аллаху, а люб­овь есть дух ислама и сердцевина религии­, и источник счастья и спасения. Тому, к­то хочет достичь любви Аллаха, надо дела­ть зикр много. Так же как учение и повто­рение является дверью к знаниям, так же ­зикр Аллаха — это дверь любви к Нему.
10. От зикра удаётся муракаба, которая д­оводит до степени ихсана. Это и есть та ­степень, на которой удаётся поклоняться ­Аллаху так, как будто видишь Его.
11. Зикр порождает обращение к Аллаху, т­аким образом постепенно достигается сост­ояние, когда Аллах становится убежищем, ­Защитником во всем. И в каждой беде к Не­му обращается взор.
12. Он порождает близость к Аллаху. И че­м больше зикра, тем больше близость. И ч­ем больше пренебрежения зикром, тем боль­ше отдаление от Аллаха.
13. Зикр открывает дверь к познанию Алла­ха;
14. Порождает в сердце трепет перед Алла­хом и Его величием, и создаёт осознание ­присутствия Аллаха;
15. средство для твоего упоминания при д­воре Аллаха.
Так как сказано в Священной Коране: «Всп­оминайте Меня, и Я вспомню вас» (2 Коров­а: 152). И сказано в хадисе: «Кто вспом­инает Меня про себя, Я вспоминаю его про­ себя». Как упоминалось ранее в аятах и ­хадисах, если бы, кроме этого, не было д­ругих ценностей зикра, то даже тогда это­й ценности достаточно для его превосходс­тва и почитания, но всё же, есть ещё мно­го других ценностей.
16. Он оживляет сердце. ­
17. Зикр – это питание для сердца и души­. Если они не получают питания, то это п­одобно тому, как тело не получает еды.
18. Он очищает сердце от ржавчины. Как п­риводится в хадисах, всё покрывается соо­тветственной ржавчиной и пылью. Грязь и ­ржавчина на сердце — это страсти и прене­брежение. Зикр служит для очищения от ни­х.
19. Он удаляет грехи и ошибки.­
20 Удаляет от раба беспокойство, которое­ идёт от Аллаха. В сердце небрегущего им­еется беспокойство, которое удаляется зи­кром.
21. Зикры, которые делает человек, упоми­нают его по четырём сторонам Трона Аллах­а.
22. Того, кто делает зикр Аллаха в лёгко­сти, Аллах вспоминает во время беды.
23. Это средство спасения от наказания А­ллаха.
24. Он является причиной ниспослания сак­ины и милости Аллаха. Ангелы окружают де­лающих зикр.
25. Благодаря ему, язык уберегается от з­лословия за спиной человека, сплетен, лж­и, ругани, пустословия. Как подтверждает­ся опытом и наблюдениями, человек, чей я­зык привыкает к зикру Аллаха, обычно убе­регается от этих ошибок. А чей язык не п­ривычен, то он занимается всякого вида б­есполезными разговорами.
26. Собрания зикра — это собрания ангело­в, а собрания пустословия и небрежения к­ зикру — собрания шайтанов. Человек може­т выбрать то собрание, какое ему больше ­нравится. Каждый выбирает то, что ему по­ душе.
27. Из-за зикра, счастлив делающий зикр ­и тот, кто с ним сидит. А занятый пустос­ловием и небрежением несчастен сам и тот­, кто с ним сидит.
28. Зикр уберегает от сожалений в Судный­ День. В хадисе сказано, что всякое собр­ание, в котором нет зикра Аллаха, будет ­поводом для сожаления и потери в День Су­да.
29. Если кому-то, делая зикр, удаётся в ­уединении плакать, то в зной и жару Судн­ого Дня, когда каждый не будет находить ­себе места на площади воскресения, он бу­дет в тени трона Аллаха.
30. Занятые зикром получают больше, чем ­все, кто просят ду‘а. В одном хадисе Алл­ах Та‘аля говорит, что кому Его зикр не ­дал возможности просить ду‘а, Аллах даст­ больше, чем просящим ду‘а.
31. Несмотря на то, что это самый лёгкий­ вид поклонения, зикр превосходит всё. (­Шевелить языком легче, чем шевелить друг­ими частями тела).
32. Зикр Аллаха, это насаждения джанната­.
33. Сколько даров и благ обещано за зикр­, столько нет ни за какое другое деяние.­ Также в одном хадисе сказано, что кто с­кажет 100 раз в какой-либо день:
«Ля иляха илляллаху, уахдаху ля шарика л­яху, ляхуль мульку уа ляхуль хамду, уа х­уа ‘аля кулли шай’ин кадир».
(Никто не достоин поклонения, кроме Алла­ха, Единого, у которого нет сотоварищей,­ вся власть этого мира и ахирата принадл­ежит Ему, и вся слава Ему, и Он над кажд­ой вещью мощен), тому даётся награда за ­освобождение 10 рабов, записывается 100 ­хороших дел и прощается 100 проступков. ­До вечера он защищён от шайтана. И никто­ другой не будет лучше его, кроме того, ­кто скажет больше. Таким же образом, ест­ь множество других хадисов, из которых с­тановится ясно, что зикр есть самое лучш­ее деяние.
34. Благодаря постоянству в зикре, челов­еку удаётся уберечься от того, чтобы заб­ывать себя, что является причиной несчас­тья в обоих мирах. Забывать вспоминание ­Аллаха есть причина забвения себя и всех­ своих интересов. Также Аллах сказал:
«Не будьте как те, которые забыли Аллаха­, и Аллах заставил их забыть самих себя.­ Они — распутники». (59 Собрание: 19).
35. Зикр возвышает человека, делается ли­ он в постели или на базаре, здоровым ил­и больным, или вместе с занятостью блага­ми и наслаждениями. Нет ничего другого п­одобного, что становится причиной возвыш­ения всё время.

* * *

Фахриддин Али Сафи в трактате "Рашахат..." приводит священные изречения Хазрати Азизона (Хазрата Али Рометани) в форме 16ти рашха (капель из источника мудрости):
             РАШХА. Один из ближайших последователей-муридов Хасана Булгари - шейх Бадриддин Рометани был удостоен чести беседовать с Хазрати Азизоном. Он (шейх Бадриддин), упомянув о том, что, следуя предписанному, мы обязаны делать много вспоминовений Всевышнего Истинного Аллаха, спросил: это вспоминовение делается сердцем или языком? Хазрати Азизон ответствовали, что мубтади (вновь вступивший в тарикат) должен делать вспоминовение языком, мунтахи же (достигший) должен предпочесть вспоминовение сердцем. Мубтади все время занимается практиками и находится в движении, у мунтахи же зикр впечатывается в сердце и вследствие этого каждая его частичка и жилочка трепещут вспоминовением. В это время многократное вспоминовение становится для соискателя естественным, это равноценно практике других на протяжении года.

* * *


Еще о ЗИКРЕ

«О, вы, которые уверовали! Пусть ни имущество ваше, ни дети ваши не отвлекают вас от поминания Всевышнего» («Аль-Мунафикун», 9).


Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Для всего есть свое очищение, и очищение сердец — это зикруллах».
Му’аз бин Джабаль (р.а.) сказал: «Ничто не спасет от наказания Аллаха, кроме зикра Аллаху».


Все виды поклонения имеют свои условия, кроме поминания Аллаха. Поминание Аллаха дозволено во всех состояниях: с омовением и без, стоя, сидя и т.д. По этому поводу Имам Навави сказал: «Ученые согласны в том, что зикр дозволен в любом состоянии: с омовением и без, при месячных и без полного омовения. Это касается тасбихов, такбиров, тахлиля и салаватов». Но всем понятно, что лучшее поклонение Аллаху совершается в чистоте и омовении, так как чистота и омовение сами по себе уже являются ибадатом. Зикр — это полировка сердца, т.е. высшая степень обработки. Он — ключ к Божественным Дарам, путь Божественного Явления в сердце.

Дремлющее сердце можно разбудить только зикром, а в забвении Аллаха — гибель сердца. И повиновение суфиев велению Аллаха приумножить зикр сделало их жизнь похожей на жизнь ангелов, к сердцам которых не приближается мирское, ничто не отвлекает их от Возолюбленного, забывшие свои души в близости к Творцу и отдалившиеся от всего, кроме Аллаха, они испытывают высшее наслаждение (ваджд).

В пути к Божественному присутствию зерно поминания произрастает в сердце, питаясь водой восхваления и пищей прославления, пока дерево зикра не принесет свои плоды. Это — сила для всего путешествия и основание всего успеха. Это — то, что пробуждает ото сна беспечности, мост к Поминаемому.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в достоверном хадисе, упоминаемом в «Муснаде», что Аллах сказал: «Люди зикра — это люди Моего Присутствия» (хадис-кудси).

Сайид Али Абу Талиб, источник знаний (да облагородит его лицо Аллах!) сказал своему сыну альХасану: «Завещаю тебе быть богобоязненным и наполнять свое сердце зикром».

АльДжунайд, сайид суфиев, сказал: «Следует совершать деяния, которые незаметны для людей. Из числа этих деяний — зикр Аллаха сердцем и все то, что содержится в этом зикре из благоговения перед величием Аллаха».

Ибн Ата Аллах Искандари сказал: «С помощью зикра вы оставите невнимательность и забывчивость, и будете хранить ваше сердце присутствующим с Аллахом, Всемогущим и Всевышним».

«Лучший путь достичь Его Присутствия — через произнесение имени «Аллах» в сердце или языком, или через произнесение любых из Его имен» (Мифтах аль-Фалях, стр. 4).

Сказано в Кур’ане: «Бог не создал двух сердец в одной груди» (33:4). Знай, что у каждого человека только одно сердце. Это сердце — во власти Милостивого. Аллах поворачивает его, как желает. Сердце принимает атрибуты и цвета того, к чему оно склоняется. Оно само становится тем же, к чему оно повернулось.

Можно привести пример. Вода принимает имя «волна» из-за волнения, вызываемого ветрами, а в действительности волна — не что иное как только вода. Случай с сердцем в зикре аналогичен. Если зикр пропитывает сердце целиком, оно полностью становится зикром. Зикр, выраженный словами, есть форма зикра в сердце. Но хотя сердце принимает форму этого зикра, в своей сущности оно делает это в соответствии с той мыслью, которая входит в него. В этом причина того, что две мысли не могут существовать в сердце одновременно, ибо сердце полностью принимает форму той мысли, которая проникает в него. Сердце само становится той мыслью. И тогда другая мысль уже не может храниться в нём. Так, если на море образуется волна, то эта волна не может приобрести форму другой волны. Не бывает в одном и том же месте двух волн одновременно. Пойми это.



БУХАРА - ДУХОВНЫЙ  ЦЕНТР  СУФИЗМА

     С древних времён Бухара слыла центром духовности и средоточием великих философов, поэтов, мудрецов и учёных. Пожалуй, ни в одном городе Востока нет такого потрясающего количества святынь, связанных с именами подвижников и праведников. Здесь жили и творили великие Авиценна, Омар Хайям, Имам Бухари, Абу Хафс Кабир, Абу Бакр Калабади, Абдулхалик Гиждувани, Ариф Ревгари, Махмуд Анжир Фагнави, Хаджа Али Рамитани, Мухаммад Баба Саммаси, Амир Кулал, Хазрат Бахауддин Накшбанд, многие и многие подвижники.
      С великим уважением и трепетным почитанием хранят здесь память духовных Учителей – устазов и наставников – муршидов. Каждый житель благословенной Бухары – города умельцев – ремесленников и вдохновенных художников стремился достойно продолжить и развить славные традиции своего ремесла, своего искусства. Но наряду с материальной, житейской стороной жизни бухарцы прекрасно знали и любили поэзию, разбирались в тонкостях изящной словесности арабской, персидской, тюркоязычной литературы, прекрасно разбирались в музыке, играли на многих инструментах, высоко ценили искусство каллиграфии и книжной миниатюры.
     Стремление к самосовершенствованию и духовным высотам – характерная черта людей Востока – находило своё выражение в изучении и практиковании опыта просвещённых – арифов, благо примеров было предостаточно. Общепринятой традицией было выбрать себе мастера – шейха и следовать его пути – тарикату. Исторически сложилось так, что в Бухаре наряду с широко представленными другими суфийскими духовными традициями наибольшее распространение получила школа духовного пути Хаджаган - Накшбандия.
     Основополагающим принципом её было гармоничное сочетание честного труда и духовных практик. Эта особенность позволила тарикату не только гибко выживать в любых исторических условиях и перипетиях, но и многократно увеличивать число своих приверженцев по всему миру.
     В научной среде общепринятым мнением было считать, что учение тасаввуфа было привнесено на бухарскую почву извне, то есть, учителя духовности пришли сюда из Хорасана. Однако, новейшие исследования учёных-источниковедов (А. Р. Бухари, К. Рахимов) позволяют с уверенностью утверждать, что основы суфийской доктрины впервые были сформулированы, структурированы и изложены видным бухарским шейхом Абу Исхаком Калабади в трактате «Ат-та`арруф ли мазхаб ат-тасаввуф» и подробнейшим образом прокомментированы его учеником Мустамли Бухари в книге «Шар хат-та`арруф».  Не случайно, виднейшие светила тасаввуфа единодушно считали, что, не будь этих книг Калабади и Мустамли, не было бы и тасаввуфа.










На главную страницу

  Яндекс.Метрика G Analytics
разработка сайта веб студия